Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Образовательная деятельность в том числе воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, проводится в групповых помещениях. Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с ОВЗ и детейинвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая современными требованиями. Развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. Развивающая Предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов. Дошкольники должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой возрастной группы имеется всё необходимое для развития двигательной активности детей. Разнообразное оформление приёмных комнат, групповых, спален помогает детям с ОВЗ и инвалидам быстрее адаптироваться в стенах детского сада, почувствовать его доброжелательную атмосферу, способствует эстетическому воспитанию детей.

Объекты для проведения практических занятий

Для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми инвалидами в учреждении используются: групповые помещения, музыкальный и физкультурный залы, кабинеты учителя-дефектолога и педагога-психолога. Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, фортепиано, синтезатором, аккордеоном, акустической системой, сабвуфером, магнитофоном. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется. Кабинеты учителя-логопеда, педагога — психолога, приспособлены как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий. В кабинете имеется необходимый дидактический материал. Кабинет имеет специальное оборудование: зеркала, дидактические игры, раздаточный материал и наглядные пособия для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми на развитие звукопроизношения, внимания, памяти. В кабинете накоплены и хранятся документы учителя-логопеда и педагога – психолога, протоколы диагностических обследований.

Библиотека

В детском саду имеется отдельное помещение библиотеки, в которые собрана детская художественная литература в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями. В нем имеются компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьмиинвалидами и воспитанниками с ОВЗ. В групповых помещениях имеются: компьютер, принтер, сканер, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ. В кабинетах узких специалистов (учителей-дефектологов, педагогапсихолога, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре) собрана специальная коррекционная литература.

Спортивные объекты

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др. Спортивный зал обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников с инвалидностью и ОВЗ. Для подгрупповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ используется различный инвентарь, в том числе, мягкий. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. На улице есть спортивная площадка, прогулочные участки адаптированы для проведения занятий подвижными играми, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Средства обучения и воспитания

Наша дошкольная организация обеспечена средствами обучения и воспитания для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами: • игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия), • спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты и др.), • музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.), • учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки), • мультимедийными проекторами (стационарный в музыкальном зале и переносной), магнитофонами, интерактивными панелями, музыкальным центром и др. • печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.). Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ и детей -инвалидов: Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников с ОВЗ и детьми-инвалидами, так и самостоятельной деятельности воспитанников. ДОУ оснащен современной оргтехникой: имеются в наличии компьютеры, ноутбуки, факс, принтеры, сканеры, музыкальные центры, ламинатор, фотоаппарат, интерактивное оборудование: интерактивный стол, проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется в зависимости от потребности ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. В ДОУ имеется Диспетчерский центр связи для инвалидов по слуху, который осуществляется с помощью программы SKYPE.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Территория ограждена забором высотой 1,6 м, имеются две односторонние калитки на навесных петлях с установленными на них видеодомофонами, распашные ворота на жестком креплении с калиткой. По всему периметру установлено видеонаблюдение. В здании установлено видеонаблюдение (8 камер) и автоматическая пожарная сигнализация системы «БОЛИД ОРИОН» В связи со стесненными условиями планировочных элементов здания на главном входе нет возможности устройства пандуса у данного крыльца. В полотнах дверей, предусмотрены видеокамеры. На путях движения применяются двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" или "закрыто». Также обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, распашные двери с доводчиком. Конструктивные элементы и устройства внутри зданий, а также декоративные элементы, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, имеют закругленные края и не выступают более чем на 0,1 м. В помещениях, доступных инвалидам, имеются ворсовые ковры с высотой ворса не более 0,007 м. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников. Над входом установлены световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. На лестницах и в коридорах обозначены пути эвакуации.

Специальные условия питания

В детском саду организовано пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды питаются согласно двадцатидневного меню, если врачом не прописана какая-либо диета. Для воспитанников с пищевой аллергией или имеющих письменное назначение врача, составляется индивидуальное меню с учетом пищевых ограничений. В каждой группе вывешивается меню (в том числе диета) на каждый день, подписанное заведующим детским садом. Меню сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории. Медицинская сестра ДОУ постоянно взаимодействует с родителя (законными представителями) воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, воспитанников с пищевой аллергией по вопросам коррекции питания. В случае необходимости ДОУ закупает продукты питания необходимые для обеспечения диеты. Ежедневно берутся суточные пробы для контроля качества и выполнения норм питания. Родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с цикличным десятидневным меню Соблюдение санитарно – гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» контролируется медицинской сестрой. Обеспечивается систематический контроль санитарно-гигиенической безопасности питания воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов и детей, имеющих пищевую аллергию.

Специальные условия охраны здоровья

В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организацию оказания первичной медикосанитарной помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ и детям – инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. В учреждении имеется лицензированный медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медсестры, процедурный кабинет, палата-изолятор). Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированными медицинскими работниками Межрайонной детской больницы № 4, поликлиника № 3. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём • оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); • осуществления профилактических мероприятий; • контроля за физическим и психическим состоянием детей; • проведения закаливающих процедур; • обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; • формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе. Каждый педагог в образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи. Как правило у детей с ОВЗ изменен мышечный тонус, инструктор по физической культуре особое внимание уделяет упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц (в зависимости от диагноза). Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с тяжёлыми нарушениями речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления). В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медицинского персонала позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.

Доступ к информационным системам

 Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

Электронные образовательные ресурсы

Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.

Специальные технические средства обучения

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Жилые помещения в общежитии, интернате

Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie